Rabota.Ru о работе в Яндексе
www.rabota.ru
Как стать яндексоидом. Разведка Работы.ру о компании победившей демократии… Фоторепортаж с секретными материалами от Ивана Вандикова.
Филипп Колесник, Rabota.Ru: «Для пешехода главный офис Яндекса расположен неудобно — на берегу Яузы. Съемочная группа Работы.ру шла пешком со стороны Таганки и заблудилась (хотя мы не раз устраивали в боулинг-клубе на улице Самокатной свои корпоративы). У центрального входа Яндекса перекуривавший вместе с нами охранник сказал, что отношение к курильщикам здесь не очень хорошее. Во дворике компании наш ловкий фотограф классически, пятясь назад с камерой наперевес, упал в клумбу и вывихнул ногу. О работе в Яндексе нам рассказывала Людмила Швецова, руководитель эйчар-службы. Сначала в переговорной «Инь», потом в переговорной «ФРГ». После пиар-менеджер компании Дина Литвинова провела для нас экскурсию по этому пряничному домику.
В красно-оранжево-светло-зеленых интерьерах Яндекса мы с фотографом вспоминали фильм про Вилли Вонку: как можно заставить себя работать на такой «фабрике»? Мы видели забытый в уголке кальян; девушек за столиком в столовой, которые так же, наверно, хихикали в студенческом буфете лет пять тому назад; генерального директора — он неспешно шел из офиса к машине, прижимая к груди ворох рубашек с плечиками. В общем, условия для этого в Яндексе какие-то неприлично хорошие, домашние. И даже падать там, как выяснилось, мягко. Короче, нам понравилось. Теперь по пунктам.
Главное на работе в Яндексе
Яндекс быстро вырос из группы энтузиастов в большую компанию. 65% нынешних яндексоидов два года назад в нем не работали. При этом компания сохранила черты стартапа, когда большинство решений принимаются в процессе обсуждения. Это и есть пресловутая яндексовская демократия, среди последствий которой есть два очень примечательных.
1.Каждый может вмешаться в твою работу. Почти все проекты Яндекса взаимосвязаны и любые изменения требуют групповой оценки. Например, вы сделали сервис. Если не показать его службе маркетинга, он останется без удобной «упаковки». Если не протестировать его на предмет больших нагрузок, он порушит сервер. И так далее. Поэтому новые идеи обсуждают все заинтересованные стороны. Ими могут оказаться и сотрудники из соседнего отдела, и из маркетингового, а еще и бухгалтерия, если речь идет о монетизации услуги. «Если чувствуем, что слишком много разных мнений, последнее слово за менеджером проекта. Но если большинство не согласно, предмет „доспорят“», — говорит Людмила Швецова. Теоретически любой контентщик Яндекса, если его аргументы обоснованы, может высказаться против идеи руководства.
Бывший руководитель одного из ключевых проектов Яндекса: «Демократия мне не мешала. К тому же я занимался такими сложными техническими вещами, в каких ни один контетщик не разберется. Другое дело, что демократия начинает мешать любому стартапу, ставшему гигантом: могут потребоваться более жесткие управленческие схемы. В Яндексе одни и те же программисты часто занимаются и новыми разработками, и поддержкой уже функционирующих сервисов. Проблема в том, что эти программисты — гении, и заниматься поддержкой, рутиной, им скучно. Управлять скучающим гением, с которым еще и дружишь, сложновато. Мое мнение: некоторые службы компании могли бы быть более эффективными, если бы люди в них работали в строгих рамках поставленных сверху задач и дедлайнов.»
2.Каждый старается вовлекать в свой проект как можно больше коллег. Людмила Швецова рассказывает, что когда ей понадобилась база данных, в которой хранятся все резюме, присылаемые кандидатами в компанию, она не стала спешить с покупкой ПО. Людмила позвала всех менеджеров, которым приходится заниматься наймом в компании. К тем подтянулись технари (вопросы обслуживания и хостинга) и сотрудники финотдела (вопрос рентабельности): «Казалось бы, это проблема эйчаров, мы сами должны решить, где эту базу брать. Но если бы выбранным мною ПО никто не стал пользоваться, это был бы провал. А так мы вместе посчитали, что лучше самим сделать базу кандидатов с учетом наших нужд, чем покупать ее. И ею сейчас все пользуются.»
|
Удаленность главного офиса от метро компенсируется бесплатными маршрутками, которые появляются прямо у входа в здание каждые 15 минут с семи утра до полуночи. |
|
Первое, на что обращаешь внимание при входе, — разукрашенные лошадки. Это не аллегорическое изображение сотрудника компании — это покупки гендиректора на благотворительном мероприятии. Сейчас из-за ремонта дороги их убрали в загончик. Раньше стояли у ворот, как львы. |
| Говорят, в Яндексе большая проблема с автопарковкой: мало мест. Похоже, для другого транспорта места тоже немного. Я правда, молчу, что вообще первый раз видел велопарковку в российской компании. |
| Чистилка для обуви в вестибюле. Наверно, когда волнуешься перед собеседованием, можно помассажировать ступни. |
| Приемная. Входящего встречают секретари-девушки, а не охранники-дядьки. Есть там и охранники-дядьки, вполне себе дружелюбные, сидят они в отдельном домике. Но мы обращаем внимание соискателя только на эти алые кресла. В них будущие яндексоиды обычно ждут приглашения на казнь собеседование. |
В Яндексе система электронных пропусков. Чтобы попасть в рабочее помещение, сотрудник прикладывает карточку к двери. Отмечать свой приход на работу не надо. Охрана ненавязчивая. К нашей съемочной группе проявили интерес, только когда мы достали фотоаппарат. Тут начались строгости: нас попросили не снимать людей без их разрешения, мониторы и рабочие места. На рабочих местах можно раньше времени узнать о проектах и новых технологиях Яндекса.
Рабочие места
| Главный офис Яндекса разместился в лофте — переоборудованных цехах ткацкой фабрики. А сотрудники в нем — в опен-спейсе |
| Открытое рабочее пространство, в частности мониторы, которые у всех на виду, очень дисциплинирует. |
| Рабочая группа — ячейка компании. Такая рассадка, конечно, на любителя. Раньше здесь сидели эйчары. Сейчас они переехали. Возможно, теперь сюда посадят вас. |
| Вакансия «в реале». |
| В чем я хотел убедиться. И убедился. Работать можно на скамейке во дворе. |
| А здесь хорошо мечтать об увольнении. |
Режим работы
| За исключением сотрудников некоторых служб, например, технической поддержки, график работы пугающе свободный. Желательно, чтобы сотрудник был в офисе с 12:00 до 18:00, сказали нам, главное — справляться с обязанностями. Офис открыт круглые сутки. Работайте в любое время. Пятница, семь часов вечера, гардероб не пустой. |
| Игровая комната. Либо этим людям надоело работать. Либо им в ту пятницу было нечем заняться. Либо это показательное выступление для журналистов. Там за ширмой был еще какой-то тренажер. |
| Школьная перемена. |
| Для любителей пассивных видов досуга есть библиотека. На фото не библиотека, а просто полка с фильмами, книжками, журналами (замечены «Компьютерра» и «Мини»). К библиотеке нас вести, кажется, побоялись: там действует железное правило — молчать. |
Вторая часть
|