В апреле Яндекс посещало 19,1 млн человек в день, а Первый канал смотрело всего-то 18,2 млн человек в день, подсчитала крутая аналитическая компания TNS (не считая малышей и стариков и только в городах с населением более 100 000 человек). Первый — самый популярный российский канал, он все время был самым популярным медиаресурсом в стране, но время не стоит на месте, и бобры перегрызают плотину, а интернет-портал обогнал его впервые.
Яндекс, а также тот самый Mail.ru почти догнали Первый и по недельной аудитории (до результата канала в апреле им не хватило 700 килочеловек и 1,2 млн соответственно). Самый большой отрыв канала от сайтов — по месячной аудитории: хотя бы раз в месяц на минутку Первый включает 41,4 млн человек, что на 8,2 млн человек больше, чем пользователей у Mail.ru, и на 8,7 млн — чем у Яндекса.
Стремительно сокращается и разница между аудиторией абсолютно всех и всех телеканалов и всего рунета. По оценке TNS, в апреле ежедневно интернет юзали 30,5 млн россиян, примерно на миллион меньше, чем смотрели телек.
Главное преимущество телеков сейчас — длительность смотрения. Тот же Первый задроты зрители смотрят больше часа в день, а на Яндекс заходят только поискать что-нибудь (или посмотреть новости, или почитать блоги, или проверить почту, или перевести слово, или залить картинку, или что-любо иное), указывает TNS.
В 2011 г. выручка Яндекса составила 20 гигарублей, НТВ — 20,7 гигарублей, Первого — 28,8 гигарублей, а данные по России 1 все скрывают. По оценке «Video International», в этом году телеканалы заработают на рекламе только на 10% больше, чем в 2011 г, а Яндекс прогнозирует рост выручки более, чем на половину. Получается, уже в этом году Яндекс заработает больше, чем НТВ, а в следующем, уверенно, обгонит по выручке и Первый, говорит аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина.
В 2011 г. рекламодатели отдали на интернет-продвижение 41,8 млрд руб. (в два раза больше, чем в 2010 г.), или почти 16% бюджетов (данные АКАР). Но на рекламу по телеку, как и прежде, тратится больше половины.
Правда, Яндекс или Mail.ru невозможно сравнивать по эффективности с телеканалами — они не управляют контентом, — вдруг заявил президент АКАР Сергей Пискарев. — Реклама — это коммерческий контент, который хорошо усваивается только среди другого контента. И то, что на Яндекс теперь заходит больше людей, чем на Первый, никак не повлияет на поведение рекламодателей».
Лепетухина, согласно данным газеты, соглашается, что восприимчивость к телерекламе у потребителей больше, чем к рекламе в сети. А аналитик «ВТБ капитала» Анастасия Обухова уверена, что сравнивать ТВ и интернет, как медиа нельзя — у них слишком разное ценообразование и таргетирование аудитории.
Андрей Брайович, управляющий директор BBDO, с этим не согласен: «Рекламодателю нужен контакт с конкретной аудиторией, и он ищет, где его можно купить больше, дешевле и качественнее. По многим аудиториям, и прежде всего по молодежи, рунет уже очень заметно обогнал ТВ». То, что Яндекс обогнал Первый, пусть и не скажется немедленно на доходах интернет-компаний, но непременно повлияет на распределение рекламных бюджетов в будущем, уверен он.
Согласно стереотипам телевидение прекрасно и ценно тем, что там собирается самая большая аудитория, указывает коммерческий директор Яндекса Алексей Третьяков, такие стереотипы влияют на поведение рекламодателей. Интернет-отрасль давно пытается донести до сознания рекламодателей, что социально и коммерчески активное городское население уже давно сидит в интернете.
«Мы не рассчитываем на мгновенное перераспределение бюджетов из-за того, что обогнали “Первый”, — говорит Третьяков. — Но надеемся, что благодаря этому факту удастся привлечь внимание рекламодателей к недооцененности интернета».
На медиарынке известно, что руководители федеральных телеканалов участвуют в совещаниях в администрации президента и правительстве по информационной политике. Яндекс не имеет регистрации как СМИ, не производит собственных новостей, а только распространяет чужие, пожимает плечами руководитель федерального телеканала: «О какой влиятельности в новостном поле интернет-порталов вообще можно говорить?»
По данным прошлогоднего апрельского опроса «Левада-центра», 72% россиян узнают новости из государственных телеканалов, 6% — из частных телеканалов, 14% — из интернета. Но во время президентских выборов штаб Владимира Путина впервые в истории потратил солидную сумму ($1,5-2 млн) на агитацию в сети.
«Дмитрий Медведев много уделял внимания интернету, будучи президентом, и продолжает это делать в должности премьера, — отмечает его пресс-секретарь Наталья Тимакова. — Разумеется, пресс-служба и дальше будет активно использовать возможности интернета при освещении деятельности премьера и кабинета министров».
Первый канал последние семь лет не сотрудничает с TNS и считает ее информацию недостоверной, напомнила пресс-служба канала и отказалась комментировать расчеты TNS. Отказался от комментариев и представитель «Video International», продавца рекламы на «Первом».
|